Categories:

БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕРКАХ, г.ТВЕРЬ


До Великой Отечественной Войны на территории нынешнего Тверского порта находилась церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

К селу Власьеву приписана деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, находящаяся близ деревни Большой Перемерки, в 4 верстах от города Твери, и в 5 от села Власьева. Церковь стоит на самом берегу реки Волги, которая в летнюю пору мирно и тихо протекает мимо ее, и далеко виднеется и на запад и на восток от нее; а в весеннюю водополь с яростью готова, кажется, поглотить ее и унести в волнах своих к далеким водам Каспия. Деревянная, одноглавая, с деревянной же колокольней, вся выкрашенная масляной краской, обнесенная каменной отрадой, церковь эта служит живым священным памятником, свидетельствующим нам об одном из старинных Тверских монастырей. На месте, где она теперь стоит, был в старину Благовещенский Перемерский монастырь.

Вокруг церкви ныне совершенно открытое место; и только на восток за небольшой речкой Перемеркой, и на юг за шоссейной дорогой виден небольшой лес. Жилья вокруг церкви нет кроме одной церковной сторожки. В старину было не так; и вверх по Волге к городу Твери до так называемой Черной-Грязи, и вниз по Волге, а также и на юге шли леса сосновые и еловые, которые в не очень давнее время вырублены. Некоторые из стариков Перемерских и теперь рассказывают, что они слыхали от своих отцов и дедов, что на том месте, где ныне кирпичные заводы, был лес и болото, куда ходили за клюквой, и что это место доныне называется клюковником. Деревня Перемерка стояла около церкви на берегу Волги до 1800 года. Но при открытой местности одинокая церковь еще яснее и живее напоминает о старинном монастыре.

Когда и кем был основан этот монастырь — неизвестно; известно только то, что он был мужской. Здесь Тверской князь Михаил Александрович, внук благоверного великого князя Михаила Ярославича, встретил 3 июня 1390 года митрополита Киприана и его спутников — двух греческих митрополитов и двух епископов Русских, ехавших в Тверь для суда над Тверским епископом Ефимием Висленем. В свите митрополита находился любимый архидиакон его Арсений, впоследствии, епископ и чудотворец, нетленно почивающий в Желтикове. [1] В ХV веке [1436 г.] упоминается игумен Перемерского монастыря Иона. [2] Во время Литовского разорения монастырь был опустошен и разграблен, и долгое время стоял без пения. В 1628 году в нем было две церкви, обе деревянные, одна во имя Благовещения Пресв. Богородицы с шатровым верхом, другая во имя Николая чудотворца. Монастырская вотчина состояла из монастырской запашки и деревни с пустошами. В монастырской запашке было земли, паханной наездом посредственного качества 9 чет. в поле, а в дву потомуж, сена 85 копен, лесу не пашенного от Черной-Грязи [3] по берегу реки Волги едучи из Твери большой Московской дорогой до речки Перемерки, а поперег от Волги до земли Ямской Пустова Почипка [4] две версты поперег. К монастырю принадлежала деревня Логинова, в которой был один крестьянский двор, и еще несколько пустошей, именно: пустошь, что был монастырь Спасскiй на реке Инюхе, [5] Бакшеево, что было село, Соромолотино, два Парфенкова и Ивашково, все четыре прежде были деревнями, — Осенино, Боровиково, Бережок, Карпово, Демидцово, Копнино, Козлово, Глинниково, Хорошино, Настасьино большое и малое, Подболотье, два Семенцова, Сывороткино, Новинки, Бренково, Акишино, Красново, Шелково, Шишкино, Пехово, Стариково, Песок, Борок, Шалимово, Клинково, Устиново, Бекетцово, Белизинково, Терешино, Переменцово, Варыщево, Кузнечково, Овинец, Селиваново, Говорово, Вальцово, Веретенниково. А всего монастырь живущий, да монастырь пустой, да деревня, да сорок пять пустошей, а в них двор крестьяеский; пашни паханной средней земли монастырской 9 четвертей, крестьянской 2; наездом паханной 20, перелогом и лесом поросло 386. Сена 249 копен; лесу пашенного 3 десятины, поверстно две версты поперег. Вотчина эта принадлежала Перемерскому монастырю «по старым писцовым книгам 1540 года письма и меры Ивана Заблоцкого», — так замечено в писцовых книгах 1628 и 1629 годов [6].

Во второй половине XVII столетия упоминается весьма кратко о монастыре, и видно, что он клонился к упадку; так в 1652 году сказано, что Перемерский строитель Аркадий переведен был в Кашинский Клобуков монастырь; [7], что было причиной такого перевода — неизвестно; в 1672 году монастырь перестал существовать самостоятельно, и был приписан к Тверскому архиерейскому дому [8].

В каком положении монастырь был в первые пятьдесят лет под управлением архиерейского дома, неизвестно; но с 1726 года имеются уже положительные сведения о том, но Сведения эти весьма печальны. Церковь во имя Благовещения Пресв. Богородицы была деревянная, ризница в ней скудная; приходу 27-мь дворов, земли не много, руги платилось из архиерейского дома священнику с причетниками деньгами по два рубля, хлебом: ржи по четверти, и столько же овса — на год, да для Божественной службы выдавалась всякая церковная потреба: свечи, ладан, вино церковное, из дома же архиерейского. При церкви были священник и два причетника. Очевидно монастырь был обращен уже в приходскую церковь, получавшую себе малое пособие из архиерейского дома. На беду церковь 16-го августа 1726 года в 7-м часу ночи вся сгорела; с ней сгорела и утварь церковная: евангелие напрестольное, крест напрестольный, сосуды оловянные, запрестольный образ Божией Матери; из облачений ризы бумажные выбойчатые, две ризы полотняные, пояс шелковый, две поручи; в церкви царские двери, образ Спасителя, образ Благовещения Пресв. Богородицы; образ Одигитрия Богородицы, образ Сергия чудотворца, образ Николая чудотворца, образ Антония великого местные; на аналое два образа штилистовые в окладе, один Воскресения Христова, другой Благовещения Пресв. Богородицы, Деисус и с праздники. Книг: триодь постная, триодь цветная, псалтырь следованная, еще псалтырь малая, два октоиха, шестоднев, часослов, житие чудотворца Николая, три каноника, Евангелие толковое, апостол и требник сохранились случайно, потому, что до пожара взяты были священником из церкви на дом. Под грудами пепла отыскали колокольной меди пуд тридцать фунтов, да колокол — весом в полчетверти пуда, — да железа горелого, крюков и гвоздей пуда с три. От чего пожар произошел, неизвестно.


ПРОДОЛЖЕНИЕ читать тут: https://missioner-tver.ru/2021/10/08/благовещенская-церковь-в-больших-пер/

По материалам издания Тверские епархиальные ведомости. № 17. 1883 г. Часть неофициальная.

Православные храмы Тверской земли

Comments for this post were locked by the author