antonrusakevich Тверь

Categories:

ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ


Почитание Макария Калязинского началось со времени обретения его мощей.

В 20-е годы XVI в. иноками монастыря были написаны первые иконы, Служба на обретении мощей преподобного Макария и Сказание о чудесах. Вероятно, в Чудовом монастыре было составлено Сказание об обретении мощей святого, первоначально принимавшееся за его житие. Тогда же для служебных нужд кто-то из столичных монахов составил Проложное житие, повествующее о западном происхождении подвижника.

Поскольку обязательное для прославления святого Житие к Собору в 1522/23 г. составлено не было, сразу после Собора начались изыскания сведений о жизни и деятельности калязинского чудотворца. Сохранившийся рассказ старицы Евфросинии, свидетельствует о том, что в сборе биографических данных о преподобном Макарии 17 марта 1524 г. участвовал непосредственно сам князь Юрий Дмитровский.

К Собору 1547 г. были составлены Служба на преставление святого, в создании которой принимал участие знаменитый гимнограф ХVI в. Маркелл Безбородый, и Житие Минейной редакции, вошедшее в Великие Минеи Четьи6. На основе двух статей 1520-х годов была создана новая редакция Сказания об обретении мощей подвижника с включением 16 рассказов о посмертных чудесах.

После Собора 1547 г. была составлена Пространная редакция Жития, в которую вошли сведения о прозвище отца Матвея – Василии Кожине, о выходе из Клобукова монастыря семи старцев с преподобным Макарием, об учениках святого и др. В послесловии автор сообщил, что статья написана в 64-й год со дня смерти святого по хранящимся в монастыре «памятям». Автором обеих редакций Жития является один человек, возможно, подвизавшийся в Калязинском монастыре инок другой обители.

Многочисленные списки памятников, переписанные в 1540–1550-е годы, свидетельствуют о распространении культа почитания калязинского подвижника по всем регионам страны.

Помимо литературных памятников для прославления преподобного Макария после обретения его мощей в 1520-е годы были написаны иконописные образы, о которых известно из Сказания о чудесах святого. Например, от образа калязинского чудотворца исцелился одержимый бесным недугом сын Марии Игнатевской жены Дурасовой – Иоанн. Икону в дом больного привез священник Серапион из Калязинский обители, сообщивший, что «ракы чюдотворцева гробу икона, а на неи нарезанъ образъ Макариевъ».

В период царствования Ивана Грозного был составлен Лицевой летописный свод, в котором находится одно из первых изображений преподобного Макария Калязинского. Известно также об одной древней иконе Христа Спасителя, на полях которой с двух сторон были изображены преподобные Нил Столобенский, Макарий Калязинский, Ефрем Новоторжский и св. мц. Параскева. По сведениям А.К. Жизневского, образ XVI в. – дар царя Ивана Грозного в Новоторжский Борисоглебский монастырь.

Внимание к Калязинскому монастырю государей Руси способствовало дальнейшему развитию обители и почитанию препдобного Макария далеко за ее пределами. Среди тех, кто посещал монастырь на Волге или делал большие вклады – цари Иван Васильевич, Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Василий Шуйский.

Несмотря на тяжелые последствия Смутного времени, благодаря поддержке церковной и светской власти шло дальнейшее развитие и процветание Калязинского монастыря.. Дарили деньги, железо, лошадей, колокола, церковное облачение, богато украшенное каменьями и золотным шитьем, кресты и иконы, шитые золотом и серебром плащаницы и покровы, золоченую или серебряную церковную утварь.

18 сентября 1699 г. по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Сергия при архимандрите Исаии и келаре Макарии Софонове на пожертвования вкладчиков мастерами Ермолаем Кирилловым и Сидором Васильевым была устроена новая рака на шести серебряных ножках.

Один из первых приделов, посвященных подвижнику, был устроен на родине преподобного, в церкви Рождества Богородицы в с. Кожино. Здесь находились гробницы его родителей – Василия и Ирины Кожиных и его супруги Елены, почитаемых на кашинской земле подвижников благочестия. Преподобный Макарий самолично ходил 1 июня в Кожино совершать панихиды по своим родителям и завещал братии поминать их.

В Клобуковом монастыре долгое время стояла деревянная келья бывшего насельника, для сохранения которой на средства В.А. Лодыгиной была устроена каменная, величественная часовня. Освящение часовни состоялось 23 августа 1903 г. Ныне келья, воссозданная в 2009 г., вновь расположена в часовне святого в Клобуковом монастыре.

Почитали калязинского чудотворца и в Твери, где при Тверском губернском предводителе дворянства, гвардии штабс-ротмистре Иване Николаевиче Кожине, и по благословению владыки Григория (Постникова) 16 августа 1847 г. произошла закладка главного корпуса Тверской губернской гимназии с домовой церковью во имя преподобного Макария Калязинского. Церковь, рассчитанная на 500 человек, занимала середину верхнего этажа «по фасаду» над актовым залом.

На протяжении XVII–XIX вв. Калязинский монастырь, как и в два предыдущих столетия, неоднократно посещался первыми лицами как светской, так и церковной власти. В 1619 г. обитель посетил царь Михаил Федорович и сделал большие вклады. 24 июля 1654 г. во время «моровой язвы» в Москве, когда царь Алексей Михайлович был в польском походе, патриарх Никон вместе с царским двором – царицей Марией Ильиничной с сыном Алексеем и царевнами, выехал в Троице-Сергиеву лавру. Осенью 1654 г. резиденцией патриарха и царской семьи стал Калязинский монастырь. Царица жила в братском корпусе, который впоследствии стали именовать «царским», а место пребывания патриарха Никона в настоятельском корпусе прозвали «патриаршим».

В конце XVII в. в Калязинскую обитель совершал потешные походы из села Преображенского юный Петр I, «причем для приема Петра и его войска в монастыре был построен даже специальный дворец, уничтоженный в XVIII веке.

ПРОДОЛЖЕНИЕ тут: https://missioner-tver.ru/2021/05/18/преподобный-макарий/

(Газетный вариант. Печатается в сокращении)

Comments for this post were locked by the author