Categories:

16 МАРТА – ПРАЗДНОВАНИЕ ВОЛОКОЛАМСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Один из чудотворных списков Владимирской иконы Божией Матери Московского Успенского собора. Искусствоведы однозначно сходятся во мнении, что образ был написан в начале семидесятых годов 16 столетия художником из круга царских мастеров и принадлежит к числу лучших произведений московского церковного искусства того времени.

В отличие от древнего Владимирского образа, на полях Волоколамской иконы изображены архангелы и святые митрополиты Московские Пётр и Иона. Именно эти предстоятели Церкви в глазах жителей Белокаменной были молитвенниками о безопасности Москвы при нашествиях Тамерлана и ханов Золотой Орды.

Волоколамский образ был привезен из Звенигорода в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого 2 марта (по старому стилю) 1572 года. И практически сразу же стал являть чудесную помощь в излечении тяжких болезней и в житейских нуждах.

История появления иконы в стенах обители совершенно не похожа на хрестоматийные рассказы о других образах Пресвятой Девы.

«Некий вельможа от палат царских был весьма славен и богат», – так начинается Сказание о принесении иконы Пречистой Богородицы в Иосифо-Волоколамский монастырь. - «Имея великую веру к Богу, Пречистой Богородице и преподобному Иосифу… он дал обет, что воздвигнет в обители на Святых вратах каменную церковь во имя Сретения Владимирской иконы Пречистой Богородицы. И прежде основания церкви отправил в обитель храмовую икону Пречистой». Икона была в чудесном драгоценном окладе и поражала верующих сияющим венцом.

Сказание приоткрывает нам имя благотворителя: «Прежде названному вельможи Григорию, так чудно икону украсившему…» Позже ученые установили, что этим таинственным и щедрым вельможей был Григорий Лукьянович Бельский, вошедший в историю России как Малюта Скуратов. Права рука царя Ивана Грозного, глава опричников, который славился лютой жестокостью и, по преданию, стал убийцей святителя Филиппа, митрополита Московского, обличавшего царские бесчинства. Видимо, Волоколамская икона стала свидетельством попытки Малюты замолить грехи и, возможно, искреннего раскаяния.

Храм в Иосифо-Волоцком монастыре, для которого была написана икона, посвящался празднику Сретения Владимирской иконы, в этом событии воспоминается помощь Божией Матери во время нашествия на Русь татарского хана Тамерлана. Малюта Скуратов дал обет о строительстве храма и взял на это благословение Московского митрополита Кирилла в 1571 году, когда Москва была сожжена ханом Дивлет-Гиреем. Поэтому будущий храм Волоколамского монастыря должен был служить молитвенной крепостью Пресвятой Богородицы, Её видимым ходатайством о безопасности северо-западных рубежей Московии во время Ливонской войны, на которую отправлялся Малюта, сопровождая Ивана Грозного. И храмовая икона была призвана стать центром выражения веры москвичей в заступничество Богородицы и московских святителей.

Сейчас этот чудотворный образ 16 века находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве, куда был вывезен из монастыря в 1954 году. А в древней обители находится доскональный список Волоколамской иконы, который прежде чем занять свое место в соборном храме монастыря был освящен и приложен к чудотворному образу 16 века.

Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич

🙏 Поделитесь с друзьями, этим вы очень помогаете проповеди православной веры!

В сообщения сообщества и директ вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.

Миссионерский отдел Тверской епархии

Казанская церковь г. Тверь

☎+7(4822)532332

https://missioner-tver.ru/

#ВолоколамскаяиконаБожиейМатери #чудотворныйобраз #16мартапраздник #ИосифоВолоцкиймонастырь #позитивныйбатюшка #АнтонийРусакевич #Тверь #Власьево #тверскаяепархия

Comments for this post were locked by the author