antonrusakevich Тверь

Category:

ИСТОРИЯ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ВЕРТЕПА

Старинным словом «вертеп» называется пещера, где по преданию родился Иисус Христос. Сегодня искусственные вертепы, символически изображающие рождественские события, на праздник Рождества Христова устанавливаются практически в каждом храме и в домах многих верующих людей.

Прообразом служит Святой Вертеп, который находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебристой звездой и надписью: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». Неподалеку находится так называемый Придел яслей — место, куда Богородица положила новорожденного Богомладенца. Сами Ясли (кормушка для скота, которую Богоматерь вынужденно использовала в качестве колыбельки) была вывезена в 7 столетии в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.

Сегодня вертепы поражают разнообразием: есть крохотные миниатюры для дома, встречаются вертепы-шатры из еловых веток, в Сибири, Заполярье нередко вырубают рождественские пещеры из льда. Внутри чаще всего устанавливают фигурки Богомладенца, Богородицы, Иосифа, волхвов, ангелов и животных.

Появление традиции делать рождественские пещеры связывают с именем христианского святого Франциска Ассизского, который в начале 13 столетия встречал Рождество в одном итальянском селении, где решил в воспоминание библейского события сделать вертеп.

На Руси вертепами назывались не только статичные композиции, но и коротенькие просветительские спектакли на тему Рождества, где главными героями были кукольные персонажи. С их помощью показывалась рождественская мистерия, которая всегда находила благодарного зрителя. В крупных городах существовали даже династии вертепщиков.

К 19 веку рождественские мистерии стали популярны по всей Российской Империи. Однако с приходом советской богоборческой власти, вертепы, как и рождественские елки, напоминавшие о Рождестве Христовом, оказались под запретом. Были почти утрачены сценарии вертепных спектаклей и традиции изготовления вертепных кукол. Лишь в конце 20 столетия, благодаря усилиям фольклористов, этнографов и театральных историков, удалось возродить вертепные спектакли, которые теперь ставят и в приходских студиях при храмах.

Традиционный театральный вертеп представлял собой ящик-домик с прорезями для вождения кукол. Обычно он имел два яруса: в нижнем было изображение дворца царя Ирода, в верхнем – разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством. Со временем в нижней части стали разыгрываться юмористические сценки на бытовые темы, не связанные с Рождеством. Таким образом, театральный вертеп стал элементарной моделью мироздания: мир горний, небесный (верхний этаж), земной (нижний этаж), и ад — отверстие, куда в конце действа проваливался Ирод.

Любой рождественский вертеп для верующего человека был и остается символическим напоминанием о святой Вифлеемской пещере, где на свет Божий появился спаситель.


__________________________

Позитивный Батюшка ☦ Священник Антоний Русакевич

🙏 Поделитесь с друзьями, этим вы очень помогаете проповеди православной веры!

🍀 В сообщения сообщества и директ вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.

⛪ Казанская церковь г. Тверь

☎ +7(4822)532332

https://missioner-tver.ru/

#рождественскийвертеп #РождествоХристово #историявертепа #7январяпраздник #святаяпещера #позитивныйбатюшка #АнтонийРусакевич #Тверь #Власьево #тверскаяепархия

Comments for this post were locked by the author